Адрес: 222001, г.Крупки, ул.Советская,8

Телефон/Факс приемной: +375 (1796) 27663

Е-mailinfo@krupki.gov.by  (для деловой переписки)

Телефон «горячей линии» райисполкома: +375 (1796) 20620

Единый телефонный номер справочной службы «одно окно» - 142

Режим работы

История

Страницы истории Крупской милиции

Истоки

Крупская милиция зародилась еще в первые годы Советской власти, одновременно с созданием республиканского комиссариата внутренних дел. Крупщина тогда входила в состав Борисовского уезда. В ряды уездной милиции пришли бывшие красноармейцы, партийные и советские активисты. Свою работу она начинала в сложнейших условиях послевоенной разрухи, разгула бандитизма. Борисовский уезд тогда считался одним из наиболее сложных в республике с точки зрения криминогенной обстановки. Наряду с многочисленными чисто уголовными бандформированиями сюда нередко делали рейды белогвардейские отряды, которые базировались на польской территории. Они совершали террористические акты в отношении советских активистов, диверсии. Первое боевое крещение Крупская милиция получила еще в 1920 г., когда польский фронт стоял еще по реке Березине. В связи с его близостью уездное управление милиции временно расположилось на станции Крупки. 21 февраля 1920 г. довольно многочисленная вооруженная группа под командованием бывшего царского офицера Семенюка при поддержке польского отряда перешла через линию фронта и через д. Словч двинулась к станции. Целью бандитов и поляков были разгром управления милиции и уничтожение склада с боеприпасами на станции Крупки. Узнав о готовящимся набеге, милиция была приведена в полную боевую готовность, вооружились даже технические работники. На помощь милиционерам прибыл отряд красноармейцев. Ночью при подходе к станции поляков и бандитов уже ожидала засада. Оставив на поле боя около 40 погибших, они вынуждены были обратно отступить за линию фронта.

С годами милиция крепла, приобретала необходимый опыт. В 1924 г. она подверглась значительным преобразованиям, связанным с новым административным делением. 17 июля этого года был образован Крупский район и соответственно районное отделение милиции. Оно вошло в подчинение Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). При этом непосредственно милиция и уголовный розыск в то время были самостоятельными, независимыми друг от друга структурными подразделениями. В состав районного отделения милиции входило в 1924 г. только 10 милиционеров. Главной задачей райотделения НКВД в двадцатые годы по прежнему оставалась борьба с бандитизмом. Со временем были разгромлены банды Монича, Бергера, и других главарей, действовавшие в районе. Особой дерзостью отличались действия бывшего царского офицера Георгия Монича. Даже республиканские газеты писали о налете банды Монича на скорый поезд Париж-Москва. Разобрав возле станции Крупки железнодорожные пути, бандиты остановили состав и начали грабить пассажиров. Однако совместными дейсвиями Крупской милиции и чекистов, прибывших на помощь, банда была со временем рассеяна, а сам Монич, который прятался в д. Жаберичи возле Холопенич, был позднее убит. В 1928 г. районная газета сообщила, что последний бандит в районе получил заслуженное наказание.

Постепенно совершенствовалась структура милицейского аппарата. Несмотря на опасность, исходившую от преступного мира, личный состав районной милиции стойко переносил все невзгоды, мужественно выполнял свои обязанности.

В 1928 г. была введена единая форма одежды работников милиции и уголовного розыска: темнозеленая шинель с бирюзовыми петлицами, фуражка с гербом СССР. В этом же году начали создаваться из числа местного населения бригады содействия милиции, или, как их называли, бригадмилы. Отряды бригадмильцев были образованы и в Крупским районе.

25 мая 1931 г. на смену временному было принято постоянное «Положение о рабочее-крестьянской милиции. В нем, в частности, отмечалось, что «местными органами милиции являются районные управления милиции, которые являлись административно-исполнительными органами Советской власти». Это означало, что одновременно с подчинением вышестоящим органам НКВД милиция входила в подчинение и районным Советам депутатов трудящихся. Милиция и уголовный розыск объединялись в единое целое. В этот период главное внимание правоохранительных органов было обращено на раскрытие уголовных преступлений и краж имущества. На это нацеливал и принятый 7 августа 1932 г. Закон «Об охране имущества госпредприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Несмотря на малочисленность личного состава работники Крупской милиции и уголовного розыска в течение 1931-1933 гг. успешно раскрыли 110 уголовных дел, связанных преимущественно с хищением имущества. Эти цифры свидетельствуют о высокой эффективности их работы.

27 декабря 1932 г. в СССР были введены единая паспортная система и обязательная прописка. Соответственно в райотделениях НКВД появились должности начальников паспортных столов. К этому времени достаточно широкий размах приобрело и движение бригадмильцев. Расценивая его как один из способов вовлечения населения в военный всеобуч, ВЦИК СССР в 1934 г. утвердил особое Положение о бригадах содействия милиции. Бригадмильцы должны были проходить по утвержденным программам целый курс строевой и специальной подготовки.

В 1934 г. районное отделение НКВД имело следующую структуру: аппарат управления НКВД, отделение милиции, его начальник был заместителем начальника РО НКВД, инспектор противопожарной охраны, инструктор ЗАГСа, начальник паспортного стола, технический персонал. В состав отделения милиции в свою очередь входили оперуполномоченный и три его помощника, пять участковых уполномоченных. Такая структура в основном сохранилась до начала Великой Отечественной войны.

3 марта 1936 г. является датой рождения автомобильной инспекции. Она была включена в структуру органов милиции, а вскоре появилось и Положение о ГАИ.

16 марта 1937 г. были созданы также отделы борьбы с хищениями социалистической собственности (ОБХСС)
В 1940-1941 гг. во главе отделения милиции был Желудев З.И., оперуполномоченным и его помощниками работали Мешалкин И.Т.,Граков И.Д.,Вусик И.Н., участковыми уполномоченными-Саковец И.А., Гарминович П.А., Сас П.М., Ксендзов В.П., Клецко С.Г. С началом войны практически все работники милиции включились в борьбу с врагом. Сас Парфен Маркиянович и Клецко Семен Григорьевич погибли от рук оккупантов.

На охране мирного труда

Сразу же после освобождения района от немецко- фашистских захватчиков были восстановлены районные органы управления. Возобновило свою работу и районное отделение НКВД. Тяжелое наследие оставила война. Голод, тиф, по лесам еще прятались и зачастую совершали нападения бывшие полицейские. Активизировался уголовный элемент. Работникам милиции приходилось заниматься самыми разнообразными делами, нередко выходившими за круг их обязанностей. В первые мирные годы главными направлениями их деятельности была определена борьба с бандитизмом и ликвидация последствий гитлеровской оккупации. В рапорте начальнику УНКВД по Минской области об итогах работы за второе полугодие 1944 г. начальник Крупского РО НКВД 25 ноября 1944 г. отмечал: «В результате агентурно-оперативных мероприятий Крупским РО НКВД совместно с истребительным батальоном было задержано около 700 немецких солдат и офицеров, 20 дезертиров и лиц, уклоняющихся от службы в РККА, 3 человека, бежавших с мест заключения. Передано в военкомат для отправки в штрафные части 75 человек. За это же время собрано оружия на бывших полях сражений винтовок 500, автоматов -45, ручных пулеметов – 31». К работникам милиции, которые сами вели полуголодный образ жизни, предъявлялись особенно высокие требования. Например, за то, что милиционер Крупского РОВД Булай И.Ф. взял у жительницы д. Каменка Поплевко Пелагеи Фёдоровны 4 килограмма сала, приказом начальника Минского областного управления НКВД полковника Строкина от 23 декабря 1944 г. он был отдан под суд военного трибунала.

Рискуя жизнью, милиционеры вели упорную борьбу с бандформированиями В 1948 г. была ликвидирована банда Решетника, которая действовала в районе деревни Выдрица, затем еще несколько более мелких. Но только в 1950 г. начальник РО рапортовал о последней уничтоженной банде.

В 1946 г. вместо народных комиссариатов были учреждены министерства. Соответственно изменили свое название и районные отделения милиции. Они стали называться не РО НКВД, а РО МВД. В эти годы в Крупской милиции работали ст. оперуполномоченный Куприянов И.И., участковый уполномоченный Лобанов М.Ф., следователь Ципушкин Б.П., райпожинспектор Жук И.М., милиционер Ксендзов А. и другие. Они вложили немало труда в борьбу с преступностью и укрепление общественного порядка.

Постепенно жизнь нормализировалась. К 1947 г. Крупское РО добилось снижения уголовной преступности на 37 %.. В последующие годы, благодаря оперативной работе работников милиции, эта тенденция сохранялась. Особенно выделялась работа следователя Ципушкина Бориса Павловича. Например, в начале 1957 г. произошла серия краж скота и зерна в колхозах «Большевик» Начского сельсовета и имени Красной Армии Ухвальского сельсовета. Благодаря оперативности лейтенанта Ципушкина все они были вскоре раскрыты, за что милиционеру объявлена благодарность.

Состоявшийся в 1956 г. ХХ съезд КПСС принял постановление о восстановлении Ленинских норм партийной и государственной жизни. Повышалась роль Советов как органов коллективного руководства. Вскоре после съезда Указом Президиума Верховного Совета БССР от 6 декабря 1956 г. отделы милиции в районах были преобразованы в отделы внутренних дел райисполкомов. Указ предусматривал также улучшение оснащения милиции и укрепления ее кадрами. В это время структура Крупского отдела милиции была следующей: начальник РОВД, старший оперуполномоченный уголовного розыска, оперуполномоченный ОБХСС, следователь, старший госавтоинспектор, пожарный инспектор, начальник паспортного стола, паспортист, 7 участковых уполномоченных, 7 милиционеров, технический персонал – всего 24 человека. Таким образом, по сравнению с 1924 г. штаты отдела милиции выросли в 2 с половиной раза.
Уже с 1960 г. в Крупский РОВД на оперативно-следственную работу направлялись только работники, окончившие специальные школы милиции. Среди них были прибывшие на должности оперуполномоченного уголовного розыска Метельский А.Ю., следователя- Колядко А.С., оперуполномоченного БХСС -Матрунчик И.М.,ст. оперуполномоченного БХСС — Лапотко А.С., оперуполномоченного БХСС — Музыкантов А., инспектора ГАИ — Сухов А.А.

Ст. оперуполномоченный уголовного розыска Кисель В.И., следователь Кунцевич В.А., оперуполномоченный БХСС Сахванович И.П, оперуполномоченный уголовного розыска Монич Е.А., работники ГАИ Борисов Д.И.,Ходосевич В.В. прибыли на работу в отдел по направлению партийных и комсомольских органов. Практически все они хорошо зарекомендовали себя на службе, качественно и добросовестно выполняли свои служебные обязанности.

9 ноября 1962 г. Президиум Верховного Совета БССР утвердил текст присяги для сотрудников милиции и Положение. 1 декабря 1962 г. весь состав Крупской милиции в торжественной обстановке принял эту присягу.

С начала 1963 г. МВД БССР было преобразовано в Министерство охраны общественного порядка БССР. 18 июня 1963 г. в системе МООП были созданы следственные аппараты. Праводознание по уголовным делам возложено на оперработников угрозыска, БХСС и участковых уполномоченных. Соответственно и местные органы были переименованы в отделы охраны общественного порядка. Но уже к 1968 г. МООП было вновь переименовано в МВД.

В 1963 г. в отделе работали 21 отличник милиции, что составляло 41% к общему составу. Отдел добился в этом году снижения уголовной преступности в районе на 30% и полной раскрываемости совершенных преступлений. Например, 8 августа 1963 г. участковый уполномоченный Кулевич Анатолий Иосифович получил сообщение о краже с животноводческой фермы 487 кг. ржаной муки. Милиционер оперативно определил преступников. Ими оказались бригадир, ветврач, зоотехник и шофер.

Тенденция к снижению преступности в районе сохранилась и в последующие годы, при этом РОВД добился практически полной раскрываемости преступлений.

10 июля 1966 г. репортаж об образцовом выполнении сотрудниками Крупского РОВД своих обязанностей был помещен в республиканской газете «На страже Октября» под рубрикой «Учись раскрывать преступления». Вот что отмечалось в статье «От места происшествия до преступника».

«…Обнаружили убитого около девяти часов вечера и сразу же сообщили в отдел милиции.
Прибывшие на место происшествия старший следователь по Крупскому району Колядко, старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Никишкин, оперуполномоченный Крупского РОМ Кисель и старший госавтоинспектор Кучик приступили к осмотру. Нашли осколки стекла от разбитой фары и уплотнительное резиновое кольцо к ней. Обнаружили также следы волочения убитого. В одном месте асфальтного покрытия дороги виднелись царапины.

Беседуя со сторожами, сушившими в этот августовский день на шоссе зерно, выяснили, что примерно в то время, когда обнаружили труп, в направлении г.п.Бобр промчался некий мотоциклист. Каких-либо примет его и особенностей свидетели не запомнили. Эти скудные сведения давали основание предполагать, что потерпевшего мог подбить этот мотоциклист, и что он попытается заменить разбитое стекло фары, чтобы отвести от себя подозрения.
Но как его установить?
Следователь и работники милиции решили обратиться за помощью к общественности. Уже на второй день оперативные работники узнали, что в мастерскую совхоза «Бобр» заходил местный житель Николай Пушкин и у заведующего складом попросил стекло к фаре мотоцикла, рассказав при этом, что старое разбил его семилетний сын.

Пушкина задержали. Изъятый у него мотоцикл марки ИЖ-56 «Планета» тщательно осмотрели с участием эксперта НТО. На ободке фары, с левой стороны – выправленная вмятина со следами царапин. Заменено стекло фары, под которым, к тому ж, отсутствовало уплотнительное кольцо. Руль с левой стороны оказался погнутым, и на нем имелись свежие царапины.
Задержанного подвергли судебно-медицинскому осмотру, обнаружив на его теле повреждения. Несвязно и путано сочинял Пушкин сказку о том, как он ехал по дороге и случайно ударился о дерево. Но это объяснение ничуть не вязалось с заключением судебно-медицинской экспертизы.

Выехали на мнимое место происшествия. На указанном Пушкиным отрезке дороги не оказалось не только дерева, но даже мелкого кустика. После этого прибыли на шоссе Москва-Минск, где был обнаружен убитый. Здесь, в присутствии понятых и подозреваемого, сопоставили царапины на асфальте дороги с теми, что имелись на разных частях мотоцикла. Их совпадение было настолько точным, что Пушкин здесь же сознался в наезде на человека.»

К 50-летнему юбилею советской власти в Минской области среди органов МВД была проведена эстафета трудовых дел. 29 сентября эстафету Крупскому райотделу милиции передала делегация Борисовского РОМ во главе с начальником горотдела уроженцем д.Дубровка Д.Г.Авласенко. Принимая эстафету, начальник Крупского РОМ майор И.Н.Будейко отметил отличную работу уполномоченных А.И.Кулевича, П.А.Деревяго, следователя А.С.Колядко и других. В свою очередь в этой эстафете Крупский Ром рапортовал о несомненных успехах отдела. Было отмечено, что в отделе систематически проводились октябрьские чтения, тематические конференции, встречи с интересными людьми. Весь состав охвачен различными формами учебы. На страницах стенной печати постоянно освещался передовой опыт работы сотрудников, уделялось внимания спортивно-массовой работе. В отделе созданы секции по волейболу, пулевой стрельбе, плаванию и др. Все это положительно сказалось на повышении ответстсвенности за порученное дело и качества работы, укреплении служебной дисциплины. В итоге в районе снижена преступность, сотрудники РОВД Кисель В.И., Матрунчик И.М., Лапотко А.М., Колядко А.С. и другие добились практически полной раскрываемости преступлений. Хороших результатов в своей работе постоянно добивались участковые уполномоченные капитан милиции Авхимович Н.И., ст. лейтенант милиции Нищенко И.Ф., мл. лейтенант милиции Костриков В.Е., ст. сержант милиции Борисов В.Г. и другие.

В 1977 г. была создана инспекция по делам несовершеннолетних, а в 1980 г. – патрульно — постовая служба и вневедомственная охрана.

Они возглавляли районный отдел внутренних дел

Гольтс, начальник районного отделения НКВД с 1924 г.
Компель, начальник районного отделения НКВД в средине 20-х годов.
Синичкин, начальник районного отделения НКВД в конце 20-х годов.
Орлов, начальник районного отделения НКВД в начале 30-х годов.
Галкин Григорий Антонович, начальник районного отделения НКВД с 1931 по 5 мая 1932 г.
Сидоров Игнатий Аврамович, начальник районного отделения НКВД с 5 мая 1932 г. по 27 июля 1933 г.
Гвоздев Тедель Мойсеевич, начальник районного отделения НКВД с 27 июля по 20 августа 1933 г.
Герасимович Фёдор Степанович, начальник районного отделения НКВД с 20 августа 1933 г. по 1937 г.
Криночкин Василий Григорьевич, мл. лейтенант госбезопасности, начальник районного отделения НКВД с 10 марта по 3 мая 1937 г.
Лосев Константин Романович, мл. лейтенант госбезопасности, начальник районного отделения НКВД с 3 мая 2937 г. по 14 апреля 1939 г.
Анохин Михаил Иванович, лейтенант госбезопасности, начальник районного отделения НКВД с 14 апреля 1939 г. по 15 марта 1941 г.
Мандрик Степан Александрович, мл. лейтенант госбезопасности, начальник районного отделения НКВД с 15 марта 1941 г.
Подкин Виктор Илларионович, ст. лейтенант госбезопасности, начальник районного отдела НКВД с 1 августа 1944 по 10 января 1945 г.
Молявко Владимир Иванович, мл. лейтенант госбезопасности, начальник районного отдела НКВД с 10 января по 1 декабря 1945 г.
Литвинцев Иван Афанасьевич, капитан госбезопасности, начальник отдела МВД с 1 декабря 1945 г. по 9 октября 1947 г. (заместитель – Присмыцкий).
Зуев Павел Дмитриевич, ст. лейтенант госбезопасности, начальник отдела МВД с 9 октября 1947 г. по 16 декабря 1953 г.
Хлопков Алексей Иванович, майор, начальник отдела МВД до 1961 г.
Реус Фёдор Петрович, капитан милиции, начальник РОВД с 15 апреля 1954 г. по 19 мая 1962 г.
Будейко Николай Никитович, майор милиции, начальник РОВД с 19 мая 1962 г. по 17 сентября 1969 г.
Багрицевич Феликс Игнатьевич, майор милиции, начальник РОВД с 17 сентября 1969 г. по 5 марта 1971 г.
Метельский Александр Юльянович, подполковник милиции, начальник РОВД с 5 марта 1971 г. по 1 июня 1984 г.
Лавренов Василий Михайлович, подполковник милиции, начальник РОВД с 1 июня 1984 г. по 7 февраля 1990 г.
Ястребов Леонид Васильевич, подполковник милиции, начальник РОВД с 7 февраля 1990 г. по 27 апреля 1996 г.
Земницкий Николай Николаевич, подполковник милиции, начальник РОВД с 13 июня 1996 г. по 6 сентября 2004 г.
Колечёнок Александр Владимирович, подполковник милиции, начальник РОВД с 13 декабря 2004 г. по 17 мая 2005 г.
Погудо Владимир Александрович, подполковник милиции, начальник РОВД с 5 августа 2005 г. по 10 сентября 2006 г.
Сацук Михаил Михайлович, полковник милиции, начальник РОВД с 3 мая 2007 г. по 16.02.2016 г

Кастрицкий Павел Викторович с 19.02.2016 г. по настоящее время.