ЗАЙЦЕВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ, Герой Советского Союза.
(10.03.1923 — 18.02.2012)
Родился 10 марта 1923 года на ж/д станция Крупки Минской области. В 1943 г. окончил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, в 1966 г. — филосовское отделение БГУ им.В.И.Ленина. На своем штурмовике Николай Яковлевич совершил 185 боевых вылетов. Лично уничтожил 10 вражеских танков, 7 бронетранспортеров, 3 железнодорожных эшелона, 50 автомашин, свыше 40 орудий и минометов, более 500 гитлеровских солдат и офицеров. Участвуя в 15 воздушных схватках, сбил несколько самолетов противника…
1941 г. – служба в рядах Красной Армии;
1943 г. – окончание учебы в 3-ей Чкаловской авиационной школы пилотов;
1944 г. – старший лейтенант на 1-ом и 4-ом Украинских фронтах: летчик, командир эскадрильи штурмового авиаполка;
1945 г. – присвоение звания Героя Советского Союза;
до 1960 г. – служба в рядах Советской Армии (полковник);
1961 – 1966 гг. – учеба на философском отделении БГУ им.В.И.Ленина;
1966 – 1967 гг. – работа учителем в школе;
1967 г. – работа преподавателем на кафедре философии БГУ;
1983 г. – доцент БГУ
Государственные награды: 3 ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны I ступени.
Ученая степень: кандидат философских наук, доцент БГУ.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Н.Я. ЗАЙЦЕВА
Сам я из Крупок, родился в семье путевого обходчика. Домик у нас, как у всех рабочих железнодорожной станции, был крохотный и стоял в каком-нибудь десятке метров от колеи. Юность прошла под грохот вагонных колес. Март 1941-го. Приходит к нам в класс офицер из райвоенкомата. Кто, спрашивает, хочет в летчики? От радости у меня запели все поджилки: я хочу! Вот она, моя мечта! В классе было 19 девочек и только 3 хлопца. Те двое в небо не рвались, я оказался единственным. Вблизи Крупок был большой полигон. Там прободались артиллерийские стрельбы по воздушным целям, над полигоном летали самолеты, и я часами наблюдал за всем этим с крыши своего домика. Лежишь с травинкой в зубах, все мысли об одном: скорей бы подошло время призыва в армию! Тогда-то уж в военкомате своего добьюсь. Начитался, само собой, о Чкалове, Байдукове и Белякове И вот везение прямо в класс само пришло. Берет меня на заметку офицер, все дальнейшее будто во сне. Медкомиссию прошел безо всяких проблем. Турник, плавание в речке, бег, лазанье по деревьям все это было моей стихией, моей силой и выносливостью Под Минском, на базе 121-й учебной эскадрильи, прошел теоретическую подготовку. 15 мая уехал в Гомель. Еще неделя, и наша группа курсантов приступила к непосредственной летной подготовке. Учились летать на У-2. Война В одну из первых же тревожных ночей, числа точно не помню, немецкие самолеты развесили над мостом через Сож светящиеся авиабомбы и стали мост этот бомбить. Растерянность, паника 27 июня нас, курсантов, уже отправили в Актюбинск, в Казахстан. Доучивались в Актюбинске на ПО-2. Получил удостоверение гражданского летчика 5-го разряда, но воспользоваться им не пришлось сразу же мобилизовали в армию. Был август сорок первого. И вот я уже в городе Чкалове, по-нынешнему в Оренбурге, курсант школы военных пилотов. Осваивали бомбардировщики Ф-5 и СБ, но недолго, их уже признали устаревшими. Поступили ИЛы, бронированные штурмовики. Машина была новая, ее называли летающим танком. Мощность двигателя 1600 лошадиных сил, скорость порядка 400 километров. Школу закончил в августе 43-го летчиком-штурмовиком, в звании младшего лейтенанта. Направили в запасной авиаполк, который стоял под Москвой. Затем, уже где-то в конце сентября, последовала переброска в 996-й штурмовой авиаполк. Это там же, в Подмосковье. В предыдущих боях под Олсуфьево, Сещей, короче, в тяжелом Смоленском сражении, полк был почти полностью уничтожен, оставалось один-два экипажа, сохранилось знамя. Прибыл я сюда в разгар переформировки, а когда она закончилась, новый состав направили под Киев, на 1-й Украинский фронт. Отсюда начинался мой боевой путь.
Как всем, кто пережил войну, мне она казалась бесконечно долгой. Что ни вылет жизнь на волоске от смерти. Но пришел конец и войне. Чувство, что победу приближал и ты, согревает душу по сегодняшний день. После войны я отдал авиации еще 25 лет. Пришлось переквалифицироваться на истребителя. После окончания курсов стал командиром эскадрильи. Некоторое время служил на Брестчине. Полк наш стоял в Засимовичах, около Пружан. По летным понятиям, это почти дома, оттуда до моих родных Крупок всего ничего На исходе 1950 года перебазировались на Север. Там продолжал служить комэском, потом начальником штаба полка. Строился космодром Плесецк, испытывалось атомное оружие на Новой Земле. Готовность номер один была самой привычной. Несли боевые дежурства. С 1960 года истребительную авиацию стали сокращать, а говоря проще, ликвидировать. При Хрущеве решили, что ее, как и многие наземные виды войск, заменят ракеты. Ошибка его, как известно, дорого обошлась стране. Уволившись в запас в звании полковника, учительствовал в средней школе. А после окончания философского факультета БГУ 28 лет проработал в университете, защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом. Преподавал философию. Нынче на пенсии. Пора пофилософствовать с внуками и наедине с самим собой.
ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ВЫЛЕТ
Этот первый бой Зайцев помнит хорошо. К нему два года готовил его в училище инструктор Василий Бордюгов. Готовили и фронтовые авиаторы такие, как командир звена капитан Крылов, имевший богатый боевой опыт. На рассвете 17 марта 1944 года младший лейтенант Зайцев в составе звена поднялся с полевого аэродрома, что находился у районного центра Красилова. Была низкая облачность, валил мокрый снег. Это затрудняло наблюдение, мешало действиям авиаторов. Но надо во то бы то ни стало не допустить подхода к переднему краю вражеской колонны, двигавшейся по дороге Каменец-Подольск-Проскуров. Вскоре пилоты достигли указанного района. Вынырнув из облаков, они увидели танки, автомашины с орудиями на прицепах, повозки с боеприпасами. По команде офицера Крылова штурмовики ударили по фашистам. За три захода полностью разбили колонну неприятеля. Когда самолеты стали разворачиваться, чтобы взять курс на свой аэродром, Зайцев заметил на косогоре две вражеские автомашины и готовых к бою зенитчиков. Снаряды в боекомплекте имелись. И он решил ударить по обнаруженным целям. Боевой заход оказался удачным. Зайцев поджег автомашины и уничтожил два зенитных орудия с расчетами. Но он так увлекся боем, что не заметил, как самолет коснулся земли. Спасло то, что грунт был мягким. Пилот сумел быстро сориентироваться и поднять машину в воздух. На аэродроме его встретил командир дивизии генерал Котельников, он поздравил молодого летчика с успехом. Николай самостоятельно проанализировал свои действия в ходе боя. Было в них немало хорошего, но имелись и ошибки. На устранении промахов и сосредоточил внимание летчик в последующие дни.
ПИКЕ В БЕССМЕРТИЕ
Полёты следовали один за другим. И каждый требовал от авиаторов мастерства и бесстрашия. Эти качества в полной мере проявляли и бывалые, и молодые летчики. Для достижения победы над врагом они не щадили ни сил, ни жизни своей. Разведка установила, что немцы навели наплавной мост через Днестр, по которому переправляют подкрепление. Звено, в состав которого входил и Зайцев, получило задачу уничтожить мост. Гитлеровцы усиленно охраняли переправу, вспоминает Николай Яковлевич. Преодолевая зенитный заградительный огонь, мы все же прорвались к цели. На правом и левом берегах Днестра увидели большое скопление техники и живой силы противника. Мешкать было нельзя. Первым устремился на врага коммунист старший лейтенант Виктор Морозов. Из пушек ударил он по танкам и автомашинам, находившимся на мосту. Гитлеровцы усилили зенитный обстрел. От прямого попадания загорелся самолет Морозова. Отважный сокол направил пылающий штурмовик на мост с вражеской техникой. Раздался взрыв огромной силы. Это пике в бессмертие москвича Виктора Морозова я не забуду никогда, говорит Н. Я. Зайцев. Мужественный воин не пощадил жизни, чтобы выполнить приказ, сорвать готовившееся наступление противника. Зайцев и его товарищ Павел Леонидов жестоко отомстили врагу за смерть боевого друга разбили зенитную батарею противника. Бывает, спрашивают, за какой подвиг присвоено мне звание Героя Советского Союза. Встреч много, аудитории самые разные: школьники, учащиеся ПТУ, студенты вузов, рабочие или, наконец, мои земляки в Крупках. И возникает этот самый вопрос Видимо, многие думают, что Золотая Звезда полагалась непременно за какой-то один яркий подвиг Нет, не всегда. Я получил ее, собственно, за боевые результаты всех своих вылетов У кого-то стоял за этим героизм одного боя, одного порыва, у других все складывалось иначе Война это тяжелая и опасная работа, предельное, а иногда и запредельное напряжение всех физических и духовных сил. Что такое четыре, пять вылетов в день на штурмовике? Усталость неимоверная. Голова, руки, ноги словно свинцовые, выжато из тебя все без остатка. Случалось, не было сил выбраться из кабины самолета, подбегали техники и вытаскивали. Кормили нас хорошо, но было не до еды. Скорей бы прилечь, отдохнуть! Даже пищу иной раз приносили в постель.